Внедрение продуктов

Задать вопрос

Новые задачи, стоящие перед отечественными предприятиями, приводят к потребности в автоматизированных системах проектирования (CAD, CAM, CAE, ECAD, CAPP) и управления инженерными данными (PDM, PLM). Сегодня российским предприятиям необходимо не просто выпустить продукт, но сделать это быстро, качественно и уложиться в требования по стоимости, решение всех этих задач без использования компьютерных технологий просто невозможно.

Использование отдельных программных продуктов автоматизирующих тут или иную задачу инженерной подготовки производства давно уже не редкость, и в их эффективности давно уже ни кого убеждать не нужно. Однако наибольшую отдачу от использования автоматизированных систем мы сможем получить только объединив их в единое комплексное решение.

Создание и внедрение таких решений всегда уникальный процесс, попадающий под определение Проект.

Проект внедрения это сложный процесс который должен учитывать не только специфику внутренних бизнес-процессов происходящих внутри предприятия но и требования внешних нормативных документов (ГОСТы, ОСТы и др.).

Проект внедрения может потребовать изменения существующих и устоявшихся подходов к решению стоящих пред Заказчиком задач, что может повлечь сопротивление со стороны его сотрудников.

Компания ПЛМ Урал предлагает несколько подходов к внедрению отдельных и комплексных решений по автоматизации инженерной подготовки производства.

Классический подход к внедрению

Классический подход к внедрению в общем случае содержит следующие стадии:

На стадии  «Инициации проекта» формируется начальное понимание требований Заказчика и определяется общая архитектура решения. Исполнителем готовятся Технико-коммерческое предложение и/или Технико-экономическое обоснование проекта. Данные документы необходимы для первичного согласования параметров проекта, подготовки спецификации работ и программного обеспечения, на основе которой сторонами подписывается договор на запуск проекта внедрения.

Спецификация лицензий и работ для договора заключаемого на стадии «Инициация» разрабатывается на основе экспертных оценок или на основе аналогичных проектов внедрения, поэтому количество лицензий и количество необходимых трудодней может быть неточным. Точную оценку можно дать только после выполнения стадий «Анализ» и «Проектирование».

Для исключения возможных рисков связанных с неточностью оценки внедрения существует два варианта учета работ:

  1. Заключение отдельного договора на выполнение стадий «Анализ» и «Инициация», и отдельного договора на оставшиеся стадии проекта.

После разработки Технического задания и Техническо проекта (на стадии «Проектирование») появляется детальная спецификациялицензий и работ, необходимых для решения задач Заказчика, в которой учтены все возможные нюансы выполнения проекта. Такой подход позволяет точную оценку бюджета и сроков проекта, и соответственно минимизировать связанные с ними риски.

  1. Заключение договора без фиксированного количества дней необходимых на выполнение проекта. В договоре фиксируется только стоимость человеко-дня специалистов Исполнителя. При таком подходе будут решаться задачи в порядке приоритетности, в зависимости от существующих проектных бюджетов.

Поэтому договор, заключаемый на стадии «Инициация» проекта, может включать в себя только работы по выполнению стадий «Анализ» и «Проектирование» либо заключаться на неопределённый объем работ с указанием  фиксированной стоимости человеко-дня Исполнителя.

На стадии «Анализ», исполнитель проводит обследование существующих бизнес-процессов и подходов к организации инженерных работ Заказчика. Путем нескольких итераций подготовки и демонстрации прототипов решений Заказчику,  производится анализ и уточнение общей концепции решения, формирование команды внедрения. Для этого, в том числе, необходимо достигнуть взаимопонимания между Заказчиком и командой внедрения по всем параметрам проекта.

На стадии «Проектирование» выполняется разработка проектных документов, которые будут использоваться на этапе «Реализация» (Техническое задание, Частные технические задания, Технический проект). На основании данных фазы «Анализ», уточняются и утверждаются планы по содержанию, расписанию, стоимости проекта, его ресурсам, рискам, качеству и коммуникациям.  Основными документом стадии является Техническое задание.

На стадии «Проектирование» рождается финальное понимание всех необходимых для реализации проекта работ и лицензий, поэтому если на этапе «Инициация» был заключен договор только на  выполнение стадий «Анализ» и «Проектирование», то  после завершения  стадии «Проектирование» заключает договор на выполнение оставшихся стадий проекта.

Целью стадии «Реализация» является создание решения, удовлетворяющего требованиям Заказчика, определенным на стадии «Проектирования». Основным результатом является решение, готовое к тестированию Заказчиком.

Ключевые задачи:

  • Разработать решение в соответствии с требованиями ТЗ;
  • Сконфигурировать и протестировать решение командой проекта;
  • Разработать учебные материалы, документировать решение.

На стадии «Тестирование и приемка» реализованное решение устанавливается на рабочие места участников команды внедрения со стороны Заказчика, проводятся их консультации по работе разработанным функционалом. После чего, участники команды внедрения Заказчика проводят тестирование решение на соответствие проектной и рабочей документации.

Фаза «Тестирование» является подтверждение того, что решение готово к промышленной эксплуатации. Стадия считается завершенной, когда решение официально принято для развертывания.

Ключевые задачи:

  • Обучить команду тестирования решению;
  • Провести тестирование и приемку решения;
  • Провести системное тестирование;
  • Подтвердить, что система готова к промышленной эксплуатации.

В фазе «Развертывание» производится развертывание решения и его подготовка к использованию конечными пользователями.

На данной стадии необходимо убедиться, что перенесены все данные, все недочеты выявлены и устранены на этапе тестирования, решение принято Заказчиком, пользователи и администраторы полностью обучены. Основным результатом данной стадии считается сдача решения в промышленную эксплуатацию.

Ключевые задачи:

  • Подготовить решение, готовое к использованию пользователями;
  • Развернуть все компоненты решения;
  • Обучить конечных пользователей и команду технической поддержки;
  • Обеспечить контроль и сопровождение работы пользователей в течение определенного срока.

Хочется отметить, что совсем не обязательно в одном проекте пытаться решить все стоящие перед вами задачи. Реализация комплексного решения может быть разделена на несколько проектов, например:

  1. Автоматизация электронного документооборота
  2. Организация электронного архива
  3. Управление изменениями электронных документов
  4. И др.

К каждому из проектов так же применимы указанные стадии.

Быстрый старт

Подход обеспечивает максимальный результат за минимальное время.

Суть подхода – внедрение стандартизованных решений разработанных специалистами ООО «ПЛМ Урал» и Siemens, позволяющих начать использовать предлагаемые решения сразу же после их установки.

Пользователям предлагаются уже настроенные бизнес-процессы, отчеты, специализированный функционал электронного архива и т.д., выполняются минимально необходимые настройки.

Пользователи решения проходят минимальное необходимое обучение, только тому функционалу, который достаточен для реализации целей поставленных в рамках проекта быстрый старт, без существенного их отрыва от производства.

Обучения проходят в формате Workshop - практического семинара или тренинга, на котором не просто рассматриваются команды программных продуктов, а с их помощью решаются конкретные задачи из рабочей практики заказчика.

Пользователи получают инструкции и регламенты достаточные для работы со стандартизованным функционалом.

Но основе предложенного функционала, стандартизованных настроек, базовых инструкций, регламентов, и проведенных обучений (workshop) заказчик, под контролем и консультациями специалистов ООО «ПЛМ Урал», выполняет плотный проект, результаты и длительность которого зависят от выбранных целей, например:

  • Отработка технологии 3D-моделирования (переход на 3D с 2D);
  • Отработка проектирования в CAD-системе под управлением PDM;
  • Реализация электронного документооборота КД;
  • Организация электронного архива;
  • Управление изменениями электронных документов;
  • Автоматизация разработки технологической документации;
  • Управление технологическими составами.

В зависимости от выбранных целей, результатами быстрого старта могут быть:

  • Принятие решения о целесообразности применения и дальнейшего внедрения программного обеспечения использованного в рамках быстрого старта;
  • Реальный проект, выполненный во внедряемом программном комплексе;
  • Отработанная технология или методология решения задач Заказчика с использование комплекса автоматизированных систем;
  • Перечень требования к доработке существующего функционала необходимых для решения задач Заказчика.

 Главным отличием проекта по методу быстрый старт от классического подхода, является то, что быстрый старт практически не учитывает специфики заказчика или внешних требований (например, продиктованных военным представительством) кроме тех, что были учтены в базовых настройках, для учета все этих нюансов потребуется дополнительная доработка функционала.

Однако, заказчик, уже внедривший у себя часть функционала по методу быстрый старт, имеет четкое представление, как работает программный комплекс, что он может, а что нет. Это позволяет разработать и согласовать проектную документацию (техническое задание, технический проект) необходимую для доработки функционала, гораздо быстрее, нежели при классическом подходе к внедрению.

Заказчик прошедший быстрый старт общается и исполнителем на одном языке, что позволяет сократить количество рисков, и сроки реализации доработок.

Проект по методу быстрого старта может предшествовать проекту выполняемому по классическому варианту.

Заключение договора, как и в классическом варианте,  возможно на основе:

  • фиксированного объема работ  за фиксированное вознаграждение или
  • фиксированной стоимости при изменяющемся объеме работ

Спецификация работ по выполнению проекта может быть с фиксированным количеством дней (fixprise), либо с фиксацией стоимости трудодня (time and materials) специалистов Исполнителя (без указания требуемого для выполнения проекта количества дней).

Основные факторы успеха проекта

Реализация комплексных проектов содержит в себе множество рисков. Для успешной реализации необходимо выполнять следующие условия:

  1. Участие Заказчика в проекте

Участие в проектной команде руководства и представителей Заказчика необходимо на всех этапах работ для обеспечения своевременного решения возникающих проблем, способных повлиять на ход выполнения проекта.

  1. Определение и соблюдение целей и рамок проекта

При реализации проекта основное внимание должно уделяться целям и результатам. Стороны должны стараться избегать отклонений от согласованных рамок проекта. Возникающие необходимые изменения будут вноситься в порядке, установленном Заказчиком и Исполнителем.

  1. Формализованные процедуры управления проектом

В процедурах, утвержденных Сторонами, будет зафиксировано распределение полномочий и ответственности.

  1. Формирование эффективной проектной группы

Создание двухсторонней проектной группы – со стороны Исполнителя и со стороны Заказчика – позволит предоставить Заказчику максимально выгодные условия.

  1. Методология ведения проекта

Руководство проектом с самого начала и до окончания проекта способствует грамотному построению и эффективному выполнению проекта. Стабильный состав специалистов высокого класса, имеющих большой практический опыт совершенствования процессов управления, позволяет Исполнителю качественно и в запланированные сроки выполнять проекты любой сложности. Наряду с опытом и компетентностью члены команды Исполнителя обладают высокой коммуникабельностью. Это позволяет им формировать единую и слаженную команду с сотрудниками Заказчика, что является одним из важных факторов успешного завершения проекта.